Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой?
Эта пирамида, пожалуй, известна не меньше пирамид Хеопса. Упоминания о ней довольно часто можно встретить в литературе по менеджменту и психологии. Есть мнение, что автор ее не создавал, а лишь изучал биографии великих мира сего, которые смогли реализовать себя в творчестве и в жизни. На основе этих наблюдений он и вывел интересные закономерности потребностей человека. Вы, пожалуй, уже догадались, что речь мы будем вести о Пирамиде Маслоу.
Действительно, существует теория, согласно которой Маслоу не был причастен к возникновению непосредственно самой пирамиды. За него постарались его последователи, которые и придумали иерархическую модель для облегченного восприятия идей ученого. Но об этом мы расскажем немного позже. Ведь для начала нужно понять, что же представляет собой пирамида Маслоу?
Ученый выделил 5 основных потребностей человека и расположил их в иерархической последовательности:
Первая ступень - физиологические потребности
В основе этой условной пирамиды лежат потребности физиологического характера, которые присущи всем живым существам нашей планеты. И удовлетворение их необходимо человеку потому, что именно от этого зависит его выживание. К ним можно отнести потребности во сне, сексе, питании, дыхании. Найдутся те, кто назовет эти потребности низменными и инстинктивными, однако без их удовлетворения человек не будет стремиться к более высоким целям. Другими словами, если человек испытывает мучительное чувство жажды, вряд ли он будет думать о создании музыкального произведения или пойдет тратить последние гроши на билет в музей. И именно эти потребности заставляют человека работать и на полученные деньги приобретать одежду, пищу и предметы быта.
Вторая ступень – потребность в безопасности
На второй ступени пирамиды находятся потребности в стабильности и безопасности. И прекрасным примером здесь будут младенцы. Малыши, обладая минимумом осознанности, на инстинктивном уровне после удовлетворения голода и жажды стремятся получить защиту, и успокоить их можно только теплом матери. То же самое происходит и во взрослой жизни. У людей без отклонений в психике эта потребность проявляется в мягкой форме. Они ставят замки на дверях, оформляют страховки и прочее.
Третья ступень - потребность в любви и принадлежности
На третьей ступени находятся социальные потребности. И проявляются они в том, что человек стремится быть причастным к какому-либо коллективу, завести друзей. Он хочет любить и быть любимым. Социальная среда – это возможность почувствовать себя значимым и полезным для других. Именно поэтому люди пытаются установить хорошие отношения со знакомыми, они ищут партнера для семьи, бизнеса и даже единомышленника для обсуждения новостей.
Четвертая ступень - потребность в признании
Когда предыдущая потребность полностью удовлетворена, влияние других людей на человека уменьшается, а первостепенное значение приобретают другие нужды – потребность в уважении, престиже, признание своих талантов и возможностей. Только после того, как человек сможет реализовать свой потенциал, получив признание коллег или близких людей, он становится уверенным в своих силах.
Пятая ступень – потребность в самореализации
Последняя ступень пирамиды – духовные потребности – желание раскрыть свой потенциал как можно больше. Это и заставляет людей заниматься творчеством, посещать музеи и театры, всячески развивать свои таланты. Кроме того, люди, которые удовлетворили свои потребности нижних ступеней, достигнув пятой, пытаются искать смысл жизни, познавать окружающий мир, отстаивать свои взгляды, бороться за справедливость.
Спорные моменты
Кто же автор?
Считается, что создателем пирамиды Маслоу является сам Абрахам Маслоу – американский психолог, человек, который посвятил свою жизнь вопросам самореализации личности. Однако пирамида в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, не имеет к ученому никакого отношения. Впервые «Иерархия потребностей» в виде диаграммы увидела свет в 1975 году в первом издании учебника У.Столпа. А Маслоу умер за 5 лет до этого в 1970 году.
Удовлетворенная потребность не мотивирует
Согласитесь, что сытый человек вряд ли будет драться за еду. А тот, который не нуждается в общении, не будет стремиться к нему, возможно, он даже станет избегать навязчивых собеседников. Людям, которым не важен престиж, не нужно менять свое поведение, ломать свои привычки в попытке удовлетворить потребность, которой у него нет. Ведь по сути «актуальная» потребность – та, которая не удовлетворена в данный момент времени. А чтобы понять, какие именно потребности актуальны, нужно всего лишь выяснить, какие из них не удовлетворены.
Теория vs практика
Какой бы ни была структурированной эта модель, ей трудно найти практическое применение, да и вообще, эта схема может увести в сторону абсолютно неуместных обобщений, считают многие современные психологи. Ведь, если убрать статистику и рассматривать каждого человека в отдельности, сразу возникнет вопрос, так ли безнадежны мы в ситуации длительного недоедания? И так ли плохо живется тому, кого не признают в обществе? Истории известно множество примеров, когда люди добивались желаемого благодаря именно неудовлетворенным потребностям. Чего только стоит безответная любовь…
И с точки зрения пирамиды Маслоу совершенно непонятно, как человек в условиях концлагерного заключения находил в себе силы вести подпольную антифашистскую деятельность. Или как великие художники, находясь в полной нищете, находили в себе силы творить. И таких примеров много.
Есть данные, что сам Маслоу отказался от собственной теории. В своих поздних работах «К психологии бытия» 1962 года и «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной посмертно в 1971 году, Маслоу серьезно модифицировал всю концепцию мотивации и личности, таким образом, практически отказавшись от многоступенчатой пирамиды потребностей, которую сегодня так усердно пытаются применять на практике многие психологи и маркетологи.
«Анти-Маслоу»
Не ругал теорию Маслоу только ленивый. Критикуется пирамида, прежде всего, за саму идею иерархичности и невозможность удовлетворить все потребности раз и навсегда. Есть даже довольно резкая трактовка теории, согласно которой «по Маслоу, человек – это животное, которое постоянно чего-то хочет».
Еще один упрек, который так часто бросают в сторону Маслоу. Дескать, его теория вообще не применима на практике, имея в виду бизнес, маркетинг и рекламу в целом. Однако, если уж быть честными, пирамида Маслоу создавалась не для рекламы (подробнее). Она появилась потому, что автор пытался найти ответы на вопросы, которые не решались ни фрейдизмом, ни бихквиоризмом. Теория ученого просто дает представление о мотивах тех или иных поступков, при этом являясь скорее философией, нежели методикой.
Плюсы и минусы теории Маслоу
Как видите, пирамида Маслоу – это не просто классификация потребностей. Предполагается, что потребности имеют, к тому же, определенную иерархию: есть базовые нужды, есть более возвышенные. Все мы испытываем потребности всех уровней, причем здесь действует следующий закон: базовые уровни желаний считаются доминирующими, и желания более высокого уровня могут «подать голос» и стать мотивами поведения только в том случае, если человек удовлетворит нижлежащие потребности.
Но важно понимать, что формы, в которых проявляются потребности, могут кардинально различаться у каждого человека в отдельности. Именно поэтому потребность в уважении и признании проявляется неодинаково: один хочет стать влиятельным политиком и завоевать любовь своих сограждан, а другой будет счастлив только от того, что его собственные дети испытывают к нему уважение. И такой диапазон в рамках одной потребности может просматриваться на любой ступени пирамиды. Нужно понимать свои желания, правильно их интерпретировать и удовлетворять адекватным способом. Иначе вас может постичь разочарование.
Применение теории Маслоу на практике
Поиск работы
Потребности человечества не меняются, меняются лишь способы их удовлетворения. Есть мнение, что теория Абрахама Маслоу нашла применение в управлении персоналом, выстраивая своеобразную систему мотивации. Осознание собственных целей – одна из составляющих этапов при поиске работы. Что я хочу получить от той или иной должности? Что станет мотивацией? Именно знание и уверенность в своих личных мотивах могут помочь избежать ошибок при выборе профессии и компании.
Маркетинг
В маркетинге пирамида потребностей Маслоу также используется довольно часто. К примеру, Шелдрейк Дж. В своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» писал, что иерархия Маслоу предполагает понимание того, какие потребности и какого уровня обслуживает организация. То есть деятельность той или иной компании зависит от состояния и динамики обслуживаемых рынков потребностей. К примеру, в условиях экономического кризиса потребности потребителей могут легко опуститься на нижние ступени пирамиды.
Потребности в безопасности и еде – вечны, а потому услуги медицинского характера будут востребованы всегда, тогда как потребность в следовании модным тенденциям в условиях плохой экономической ситуации будет нивелироваться. А потому общим принципом стратегического планирования любой деятельности является необходимость следить за тенденциями рынка потребностей. И если одна из потребностей развивается, есть смысл настроиться на ее обслуживание. Но в случае, когда потребность, наоборот, идет на спад, необходимо предпринимать шаги по выходу из этого рынка. Причем, Шелдрейк отметил, что пирамида Маслоу работает только на людях, а вот к большим компаниям ее применять не имеет смысла: организации ведут себя довольно сложно и для анализа их работы нужно иное теоретическое оружие.
Планирование
Далее, учет пирамиды Маслоу может пригодиться, считают некоторые эксперты, при составлении долгосрочных прогнозов и планов. Зная и понимая степень удовлетворенности потребностей разных групп людей, можно составить прогнозы того, какие именно потребности могут стать доминирующими через год или пять лет. А потом, на основе этих прогнозов разрабатывать и своевременно выводить на рынок те или иные товары и услуги.
Теория потребностей К. Альдерфера
Кроме пирамиды Маслоу существует в мире еще ряд теорий, которые также пытаются описать структуру потребностей человека. Одной из наиболее известной можно назвать теорию потребностей К. Альдерфера, психолога из Йельского университета.
Ученый не отрицает, что в теории Маслоу есть доля истины, потому как людей, по его мнению, заботят только три вещи – жажда жизни, желание контактировать с другими людьми, потребность в духовном росте и развитии своих талантов.
К. Альдерфер также считал, что если потребности сегодняшнего дня остаются неудовлетворенными в течение долгого времени, человек склонен внести коррективы в свою систему ценностей. Банальный пример: юноша может мечтать о полете на Луну, но в зрелом возрасте он уже не хочет ни полетов, ни Луны, потому что появляются иные, не менее интересные потребности, которые на данном отрезке жизни приходится удовлетворять.
Эта теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу. И заключается она в том, что человек может двигаться по ступеням иерархии как вверх, так и вниз, если потребности верхнего уровня остаются неудовлетворенными. От необходимости существовать можно легко перескочить на необходимость общения. Карьера может уйти под откос, но вас это не будет волновать, потому что вместо стремления к карьерному росту вы захотите создать семью.
Современная теория потребностей
Если к вам когда-либо приходило понимание, что дети – это дело всей вашей жизни, значит, вы признаете существование еще одной пирамиды потребностей и еще одной психологической потребности высшего уровня. Научная группа психологов пришла к выводу, что забота о детях, их обучение, кормление – все, что может сделать воспитание успешным – может стать спрятанной глубоко в подсознании психологической потребностью, удовлетворение которой можно считать неотъемлемой частью человеческой сути (подробнее).
Группа психологов из Университета штата Аризона, Университета Британской Колумбии и Миннесотского университета предложили измененный вариант знаменитой пирамиды.
Исследователи отметили, что несмотря на то, что самореализация – значимый мотив, однако он не может считаться основополагающей потребностью с точки зрения эволюции. Многие из тех действий, что Маслоу перечислял в своей теории, отражают, по мнению психологов, скорее базовые биологические цели, основанные на получении статуса для привлечения партнера и продолжения рода.
Дуглас Кенрик, один из участников эксперимента, заметил, что среди основных стремлений человечества, наиболее фундаментальным с точки зрения биологии, следует считать те, что нацелены на продолжение рода. Именно поэтому, по его мнению, воспитание ребенка – главный фактор в современной пирамиде потребностей.
Потребности глазами древнейшего учения
Каббала, которая говорит о том, что человек – это желание получать, определяет этапы развития желания:
0 уровень – животные желания – физиологические потребности и желание к сохранению целостности.
1 уровень – желание к богатству.
2 уровень – желание к власти, славе, признанию.
3 уровень – желание к знаниям.
4 уровень – желание к духовному.
Однако, такая кабалистическая пирамида потребностей применима скорее к целому человечеству, а не к каждому человеку конкретно.
Современная психология о потребностях
Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов. Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.
Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором. И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями. Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.
Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.
Подробнее читайте здесь.